Контакты

7777373@mail.ru

Интервью брал: М. Верещагин

Картина «Фауст»,завоевавшая «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале, стала главной сенсацией российского кинематографа 2011 г.
Фауст» является последним звеном в исторической тетралогии талантливейшего российского режиссера. До этого были «Молох» об Адольфе Гитлере, «Телец» о Владимире Ленине и «Солнце» о японском императоре Хирохито. В основе новой работы Александра Николаевича первая часть «Фауста» Гете, адаптированная знаменитым российским сценаристом Юрием Арабовым – постоянным автором Сокурова.
Вручая «Золотого льва», председатель жюри Венецианского кинофестиваля Даррен Аронофски отметил, что решение отдать главный приз «Фаусту» жюри приняло единодушно, так как «это один из тех фильмов, которые навсегда меняют всякого, кто их увидит».

– Александр Николаевич, натура для съемок «Фауста» была выбрана еще в мае 2009 г. в Исландии. Какие мысли одолевали вас, когда вы только увидели эти красивые места?
– В Исландии я был уже много раз. Впервые я туда приехал несколько лет назад по приглашению исландского правительства. По дороге из аэропорта в Рейкьявик, я понял, что если и буду когда-нибудь работать над «Фаустом», то один из эпизодов фильма обязательно будет сниматься здесь. И вот Господь поддержал меня, помог нам всем –съемки этой картины начались.
И весь большой-большой финальный эпизод картины снимался в разных частях Исландии, удаленных от Рейкьявика на разные расстояния – от 100 до 500 км. Мы работали на ледниках, на побережье океана.
– Когда смотришь на эту сказочную красоту, какие первые мысли приходят в голову?
– Первое впечатление такое: или так было в момент сотворения Земли, или так будет с ней после всяких человеческих деяний. Исландия – небольшой остров в Атлантическом океане с действующими вулканами, с огромной энергией, которая всё время вырывается наружу из-под земли. Значительная часть территории острова покрыта лавой, и там ничто не растет, кроме мха. Суровый климат и удивительный, поразительный народ: это европейцы, которые в сложных условиях смогли сохранить при всей своей малочисленности национальную культуру, язык и наладить цивилизованную жизнь. Там очень высокая культура жизни и быта. Это настоящая европейская страна, может быть, в чем-то похожая на Норвегию, только живущая в условиях большего риска и больших испытаний. Красота суровая и местами пугающая. Легко представляешь себе, что этот остров мог быть безлюдным и что вся эта природа совершенно спокойно может обойтись без нас. Но, слава Богу, исландцы так нежно и бережно относятся к ней, что, наверное, это одна из самых чистых, уникальных стран в мире. Вот нам нужно было для съемок привезти туда лошадей, поскольку исландская порода лошадей нам не подходит по типу. Но оказалось, что невозможно было это сделать, потому что на острове настолько тонкая, нежная и уязвимая природа, что санитарная служба не разрешает привозить туда никого из представителей животного мира. И честно говоря, я не  очень был этим огорчен, потому что возобладало восхищение таким пиететом по отношению к природе. Поразительная страна, поразительный народ и поразительная жизнь!
– В Ватикане Папа Римский Бенедикт XVI представил вашу книгу «В центре океана».
– Да, эта книга издана на итальянском языке одним из старейших издательств Италии. В нее вошли мои рассказы и эссе –что для меня особенно важно; а также некоторые лекции, которые я читал несколько лет назад на философском факультете Санкт-Петербургского университета, а еще мои статьи о творчестве Эйзенштейна, других европейских кинематографистов.
– Позвольте затронуть тему хроникально-документального фильма «Ленинградская ретроспектива» и видеофильма «Читаем блокадную книгу», который был показан в 2009 г. в рамках внеконкурсной программы 66-го Венецианского кинофестиваля. Вопервых, огромное вам спасибо и низкий поклон за то, что вы эти темы не оставляете и доносите до кинозрителей. Во-вторых, понимаю, как вам работается над подобными картинами, потому что воевал ваш отец, ушедший из жизни, пусть земля ему будет пухом.
– «Ленинградская ретроспектива» – это 16-серийный фильм, который будет показываться по итальянскому телевидению. Его показ затруднен на моей родине, ни один из телеканалов его не берет.
– А что за причина?
– Например, руководство канала «Россия» совершенно спокойно и впрямую говорит, что «работы этого режиссера не интересны национальному зрителю». Ни одна из моих картин на этом канале не показывается.
А что касается картины «Читаем блокадную книгу», то она была прекрасно представлена на Венецианском фестивале, куда вообще редко берут документальные фильмы. Я приехал туда на пять часов, остановив на полдня съемки «Фауста», чтобы представить картину, увидеть, как ее воспринимают зрители. И я был благодарен им. Они говорили, что картина прекрасна. Фильм снят по мотивам «Блокадной книги» Даниила Гранина и Алеся Адамовича. С ним в России та же самая история – картину показал лишь городской канал Санкт-Петербурга.
Мы также сделали шести серийный документальный фильм «Интонация» – это разговоры с разными людьми о современной жизни России.
В ленту вошли мои беседы с Валерием Зорькиным,  Даниилом Якуниным, Юрием Шмидтом, Сергеем Слонимским,  Арсеном Каноковым, Борисом Авериным. Мы не можем добиться показа и этой ленты по российскому телевидению. Меня постепенно вытесняют за пределы страны. Я не могу показать у себя на родине то, что я делаю.
– В одну из наших предыдущих встреч мы говорили с вами о фильме «Александра» с великой Галиной Павловной Вишневской в главной роли. Вы лично встречались по поводу этой ленты с российскими прокатчиками, 80% которых – дамы. Они вас выслушали, но, к сожалению, в России эту картину на большом экране увидели лишь в Москве и Санкт-Петербурге. Причина – финансирование?
– Действительно, руководители кинопроката в России в основном женщины. Их доля составляет даже больше 80%. Это директора кинотеатров. Я был на одном из их совещаний, где показывалась картина. Перед ее показом я вышел на сцену. Был полный зал представительниц слабого пола – дорогие кольца, бриллианты в ушах, какие-то странные  голубые  волосы. Я обратился к ним как к бабушкам, женам, матерям ребят, которые служат в армии и которые пойдут в армию. И как к тем, в памяти которых, может быть, есть еще представление о том, кто такая Вишневская. Мол, хотя бы ради вот этих двух мотиваций возьмите и покажите картину в России. Но фильм нигде, кроме Санкт-Петербурга и Москвы, не показывался. У нас – режиссеров и продюсеров, создающих серьезные картины на национальном материале, – сегодня нет сил, позволяющих показывать свои работы национальному зрителю. Если бы, конечно, не Первый канал, если бы не Константин Эрнст, «Александру» вообще никто не увидел бы. Но такого не должно быть. Я снимаю фильмы на деньги национального налогоплательщика, и люди должны знать, куда идут их деньги. Они должны видеть, на что расходуются средства. К сожалению, я лишен возможности отчитаться перед своими соотечественниками, куда я расходую их деньги.
– В 1995 г. по решению Европейской киноакадемии имя Александра Сокурова было включено в число 100 лучших режиссеров мирового кино. Александр Николаевич, мне посчастливилось дружить и общаться с вами не один год. Я сознаю, насколько вы человечный Человек. Сердце ваше переполнено переживаниями за Россию, за ее людей. Знаю, что вы не любите давать советы, но какие у вас пожелания на новый, 2012 г.?
– Желаю, чтобы Бог не оставил нас, чтобы Бог был нам в помощь. Но русские должны понимать, что божественное терпение не бесконечно. Пусть Бог будет нам в помощь столько, сколько он сочтет, сколько терпения у него хватит. А дальше уже надо будет понимать, что наступает период ответа за деяния свои. Прямо скажу, настроение не светлое, не праздничное, напряженное и тревожное, потому что люди расслабились. В свое время Солженицын в речи при получении Нобелевской премии очень точно сказал: люди забыли Бога. Он был верующим человеком, но имел в виду не только абсолютный религиозный контекст, но еще и огромную моральную обязанность и огромный моральный долг, который надо исполнять людям, живущим в огромном государстве с тяжелой, жертвенной историей.
– Спасибо вам и храни вас Бог! Здоровья и новых работ вам и вашим коллегам. На мой взгляд, у вас отличная команда. Один только Андрей Сиглечего стоит, прекрасный продюсер и композитор. У него столько энергии и оптимизма.
– Я хочу пожелать удачи исчастья всей съемочной группе фильма «Фауст», – как тем, кто работает со мной много лет, так и тем, кто начал работать со мной только в этом году. И хочу, конечно, поблагодарить премьер-министра России за помощь в организации съемок этой картины. Непонятно, почему он решил мне помочь, но без экономической помощи со стороны этого человека картины не было бы. Надеемся, что он не будет разочарован результатом.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники